Этапы обучения плаванию детей
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРУДНИЧКОВОМУ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ
Грудничковое плавание сегодня считается одним из популярных направлений современной педиатрии. Все больше молодых и заботливых мам стремятся научить своего малыша плавать, чтобы он рос здоровым и активным. Обучение грудничковому плаванию детей научно-методическая литература подразделяет на 5 этапов, каждый из которых включает в себя от 25 до 50 занятий. Такое большое число занятий аргументируется тем, что дети первого года еще не обладают двигательными навыками и умениями, так как структура их головного мозга находится в стадии активного развития. Все обучение плавания поставлено на использовании простейших движений и толчковых, дыхательных рефлексов.
Этапы обучения грудничковому плаванию включают в себя следующие упражнения:
1. Погружения, проводки и покачивания. На данном этапе понадобится 25 занятий. Покачивания выполняются таким образом: ребенка, лежащего на спине в горизонтальном положении, переводят в полувертикальное положение и обратно. При этом малыша нужно поддерживать двумя руками под затылком и тазом. Проводка выполняется из одного конца ванны в другой и обратно с чередованием положения тела ребенка (на спине, груди). При следующих занятиях можно усложнить проводки, выполняя их зигзагами, восьмеркой, по кругу. Также используйте толчковый рефлекс путем сгибания ног малыша в тазобедренных, коленных суставах. Ставьте ножки грудничка на стенки ванны, так как при отталкивании от них происходит скольжение по воде. После 2-5 занятий можно приступать к погружению (кратковременное окунание малыша с головой под воду). Данное упражнение стимулирует плавательные движения руками, ногами, развивает врожденную способность малыша к задержке дыхания под водой. Погружения (около 5-6 раз за занятие) необходимо выполнять из положения новорожденного на груди. Категорически запрещено выполнять погружения с плачущим ребенком.
2. Погружения, проводки и скольжения. Данный этап включает 40-50 занятий. Основными задачами занятий второго этапа является обучение малыша самостоятельному лежанию на спине, новым видам поддержки, обучение погружению под воду на 5 секунд при помощи взрослого, сохранению горизонтального положения тела ребенка при непрерывной проводке его на груди при этом взрослый должен поддерживать малыша одной рукой. Основные упражнения, используемые на данном этапе: скольжения, погружения, проводки. Второй этап определяет наиболее комфортный вариант движений грудничка, которые могут быть одновременными либо попеременными.
3. Ныряния, активные движения ручками, ножками. Этап состоит из 50-60 занятий. Необходимо уделять особое внимание упражнениям, которые способствуют активизации движений ног самым удобным для малыша способом. Обучение движениям ногами ведется до того момента, как ребенок не научится самостоятельно работать ножками. Также параллельно идет работа над активизацией движений рук. Выполняя упражнения на груди, на спине необходимо применять поддерживающие средства. Для повышения активности малыша можно использовать его любимую игрушку, показав ее ребенку и отдалив, чтобы грудничок смог самостоятельно к ней дотянуться, работая ногами. Также на третьем этапе необходимо продолжать занятия по обучению нырянию при помощи взрослого.
4. Погружения, игры, ходьба по дну ванны, плавание на груди, на спине при помощи взрослого. Этап включает 50-60 занятий. Ребенка начинают обучать плаванию на груди, спине с самостоятельными движениями ручек и ножек. Также необходимо научить малыша ходить по дну ванны с поддержкой взрослого в начале, конце занятий. На четвертом этапе продолжается освоение погружений под воду на пару секунд. Кроме того программа обучения включает упражнения, игры, которые основываются на способности к подражанию малышей, особо проявляющейся в данном возрасте.
5. Погружения, упражнения на дыхание, самостоятельное плавание при помощи ног (3-4 месяца). На пятом этапе после разрешения педиатра можно переходить к занятиям в грудничковом бассейне. Занятия проводятся не менее 5 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия необходимо увеличить до 50-60 минут. Основными задачами данного этапа считаются: обучение малыша самостоятельному плаванию на груди, на спине, погружение под воду, доставание игрушек со дна грудничкового бассейна.
Продолжительность занятий на каждом этапе обучения плаванию может быть изменена. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Необходимо помнить, что обучение будет эффективно только при систематических занятиях (не менее пяти раз в неделю). В противном случае обучение может не дать положительных результатов, что было подтверждено результатами исследований (проведение занятий один раз в неделю в течение 10 месяцев с малышами первого года не позволяет обучить их плаванию на спине, на груди).
Обучению грудничковому плаванию имеет свои особенности. С точки зрения физиологии обучение малыша плаванию – это построение в воде особой системы плавательных движений. Однако небезызвестно, что двигательный акт любой сложности может быть построен на основе уже существующих и сложившихся физиологических механизмов, которые в зависимости от конкретного двигательного акта могут вовлекаться либо не вовлекаться в него в качестве компонентов. Поэтому так важно на начальной стадии обучения грудничковому плаванию принимать во внимание и использовать уже имеющиеся и сложившиеся у малыша двигательные навыки.
По результатам научных исследований было доказано, что на первом году жизни дети имеют не очень точные движения, так как баланс их мышц-антагонистов еще не сформирован, а нервно-мышечная регуляция несовершенна. В таком малом возрасте малыш может выполнить самые простые действия под руководством взрослого (к примеру, найти взглядом необходимый объект). Однако ребенок при этом легко может отвлечься на другой предмет, из-за чего довольно часто не может выполнить инструкцию. Стоит сказать, что только к 2,5-3 годам малыш может подчинять свои действия инструкциям взрослых.
В регулировании движений важную роль играет мозжечок, регулирующий позы, мышечный тонус, обеспечивающий плавность и серийность движений. В мозжечок посылает информацию каждая область коры больших полушарий. Кроме того в мозжечок поступают сигналы из сенсорных систем. В схеме управления ритмическими движениями, которая была разработана Ю. Аршавским, мозжечку отведена роль своеобразного «центрального диспетчера», координирующего движение, различные данные об окружающей среде.
Кора мозжечка человека развивается в течение 3-х этапов, во время которых мозжечок существенно преобразуется. Первый этап длится от рождения и до 5 лет, второй этап – от 6 и до 12 лет, последний – от 13-14 и до 20 лет. Результаты исследования показали, что навыки локомоций, которые рано формируются, к примеру, ходьба, к четырем годам в сравнении с началом ходьбы начинают совершенствоваться, но система регулирования данных движений еще является неритмичной, нестабильной и несовершенной, также у малыша отсутствует зависимость между длиной шага и скоростью ходьбы. Содружественные движения рук и ног у ребенка начинают развиваться лишь в дошкольном возрасте. Поэтому для ускорения развития двигательных навыков подойдут занятия грудничковым плаванием, при котором активно используются ноги, руки, а движения, дыхание выполняются в сложных и непривычных условиях.
При обучении грудничковому плаванию не требуйте от малыша того, что ему сложно выполнить в силу малого возраста. При грамотном использовании плавания в качестве средства физического развития ребенок получает положительное влияние. Основная цель обучения плаванию и занятий с грудничками – гармоничное развитие и укрепление их здоровья.